В Москве прошел форум-фестиваль «Мамы. Дети. Бизнес». Мероприятие собрало на одной площадке начинающих и действующих предпринимательниц. Одним из ключевых событий стала пленарная дискуссия «Время возможностей: меры поддержки и как ими пользоваться». В зале собрались участницы, которые развивают проекты в сферах торговли, красоты, производства одежды, спорта, образования.
«Сегодня 38 % российских малых и средних компаний относятся к сфере торговли. Стремительно растёт электронная коммерция: сектор вырос на 1000 %. В нем активно развивают свои проекты и женщины. В торговле в целом легче стартовать. В других случаях женщины выбирают те сферы запуска бизнеса, где они могут капитализировать свои личные и профессиональные навыки. Для женщин-предпринимателей это сферы образования, здравоохранения, финансовые и страховые услуги, для самозанятых – маркетинг, бьюти-индустрия, образование. Новой точкой роста женского бизнеса являются крафтовые производства. Это не только мода, но и косметика, продукты питания, украшения», – отмечает заместитель министра экономического развития Российской Федерации Татьяна Илюшникова.
По словам руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Кристины Костромы, 42 % московских предпринимателей – женщины. При этом сферы женского бизнеса не соответствуют общероссийским тенденциям: на первом месте – торговля, втором – деятельность профессиональная, научная и техническая, завершает тройку – операции с недвижимым имуществом.
«Женщины могут развивать проекты в любой сфере, нет неженского бизнеса. У нас много таких примеров. Поэтому самое главное – это проактивная позиция предпринимателя. Сегодня действует широкая линейка мер поддержки бизнеса как в Москве, так и в регионах, что значительно облегчает старт и развитие своего дела», – поясняет Кристина Кострома.
Директор по развитию сервисов компании Wildberries Кристина Спирёва считает, что маркетплейс заинтересован в масштабировании бизнеса предпринимателей, которые хотят развиваться и расширять каналы сбыта продукции.
«Сейчас 60 % товаров нашего маркетплейса – это продукция малого и среднего бизнеса, более 50 % продавцов – это женщины. Наша логика
проста: рост малого и среднего бизнеса равняется росту всего, что окружает предпринимателя, в том числе и маркетплейсов. Поэтому мы заинтересованы в развитии МСП, в том числе женского предпринимательства, и готовы создавать дополнительные сервисы для этого. Например, мы обучаем продавцов эффективно работать на Wildberries и поддерживаем проект «Мама-предприниматель», – рассказывает Кристина Спирёва.
В рамках обновленного нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» #господдержкамсп в 2024 году программа «Мама-предприниматель» пройдет в 70 регионах, в том числе в Ставропольском крае с 9 по 13 сентября.